Джуисон, Норман

Джуисон, Норман
(Jewison, Norman)
   Режиссер, продюсер, актер, сценарист. Родился 21 ию ля 1926 года в Торонто (штат Онтарио), Канада. Окончил Торонтский университет.
   Один из самых удачливых постановщиков американского кино 70 — 80-х годов, которого завистливые коллега сравнивали с легендарным царем Мидасом, превращавшим в золото все, к чему он прикасался. Однако, как правило, лучшие фильмы Джуисона вьгходили далеко за пределы развлекательной массовой продукции: в каждом из них трактовалась значительная и важная именно в этот период для Америки тема.
   Большой телевизионный опыт — и актерский, и режиссерский — (Норман успел поработать для малого экрана и в Англии, и в Канаде, и в США, прежде чем в начале 60-х пришел в Голливуд) — помог ему успешно начать работу в кино. Знание и понимание музыки (для "Коламбия Бродкастингкомпани — ТВ" он снял несколько удачных музыкальных фильмов с Джуди Гарленд и Гарри Беллафонте) очень пригодилось ему в дальнейшем творчестве. Дебютировал Джуисон н кинематографе комедией "Сорок фунтов неприятностей" (1962), где в сентиментальной манере рассказывалось о менеджере казино (Тони Кертис), который, спасаясь от сборщика алиментов, вместе с маленькой девочкой попадает в Диснейленд: на фоне его многочисленных аттракционов и развертывается финальная погоня. Уже здесь режиссер проявил умение органично использовать натуру для развития сюжета и нагнетания драматического напряжения. В последующие три картины этого жанра он добавил большую толику юмора, очень их украсившую. Две из них: "Одни волнения" (1963) и "Не посылайте мне цветов" (1964) с чрезвычайно популярной в тот период актрисой Дорис Дей были "семейными" фарсами: первый повествовал о жене гинеколога, начавшей работу в рекламе, что привело к краху ее семью; вторая об ипохондрике, уверенном в своей близкой смерти и пьпаюшемся еще при жизни пристроить замуж свою жену. "Цинциннати Кид" (1965), где действие было перенесено в 30-е годы, очень смешно рассказывал о состязаниях игроков в покер.
   Однако подлинный успех пришел к Джуисону лишь тогда, когда он затронул тему более значительную — недоверие и вражду, царившие в отношениях между Америкой и Россией в 60-е годы. В политической сатире "Русские идут! Русские идут!" (1966) он показал, что случилось в небольшом американском городке, когда у его побережья появилась советская подводная лодка. Высмеивая штампы "холодной войны", картина много сделала для разрядки того напряжения и страха, которые царили в то время в США, боявшихся другойвеликой державы.
   В 1967-м режиссер решил попробовать силы в другом жанре: детектив "Душной ночью" — экранизация романа Джона Болла "Душной ночью в Каролине" — показывал не только расследование убийства в маленьком американском городке, но, прежде всего, расовую неприязнь двух людей, его ведущих: черного (Сидни Пуатье) и белого (Род Стайгер, получивший за эту роль "Оскара"). И преодоление ее героями в процессе совместной работы. В результате фильм оказался более значительным, чем его литературный прототип, также завоевав "Оскара". Джуисон вообще — актерский режиссер. Вероятно, помня собственное артистическое прошлое, он любит работать с исполнителями, всегда добиваясь от них хороших результатов. Умеет он — и это ясно видно в картине — создать драматическое напряжение, внимателен к деталям, хотя и не увлекается чисто кинематографической спецификой.
   Прошлое — теперь уже музыкальное — помогло Джуисону и в работе над двумя последующими картинами: "Скрипач на крыше" (1971) — экранизацией бродвейского мюзикла Джозефа Стейна, по мотивам "Тевьемолочника" Шолома Алейхема. Зажигательная еврейская музыка, национальные танцы, искрящийся юмор позволили избежать прямолинейности в показе семейных и политических проблем евреев в дореволюционной России, рождая к тому же многочисленные современные аллюзии. Они возникали и в "Иисусе Христе — суперзвезде" (1973) — перенесенной на экран рок-опере молодого композитора Эндрю Ллойда Уэббера и его сверстника — поэта Тима Раиса. На этот раз — с контркультурой, движением молодежного протеста. Главной отличительной чертой картины, снимавшейся на натуре в Израиле, было усиленное визуальное подчеркивание связи древнего предания с сегодняшним. Это отчетливо проявилось и в композиции фильма, обрамленного современными эпизодами приезда на съемку и отъезда оттуда всех исполнителей — типичных хиппи, и в показе толпы, как нерассуждающей массы, ищущей сильных вождей. Сцена изгнания торговцев из храма решена так, будто это бунтующая молодежь расправляется с обществом потребления.
   Исчерпав прошлые накопления, Джуисон начал пробовать себя в разных жанрах: фантастике "Роллерболл" (1974), социальной драме "КУЛАК." (1978 - о коррупции в профсоюзах), психологическом триллере "... И правосудие для всех" (1979). Адвокат (Аль Пачино) борется с коррумпированной судебной системой и ужасающим положением в американских тюрьмах, не ради собственного блага, а во имя высоких идеалов, что снова роднит его с "аутсайдерами" контркультуры. И — в этом уже ощущалось дыхание изменившегося времени — терпит поражение.
   Сам режиссер также понимал, что наступила "смена вех" и в восьмом десятилетии резко изменил характер творчества. Его картины теперь стали более камерными и человечными. "Лучшие друзья" (1982) — комедия о двух соавторах (в основу положена реальная история режиссера Барри Левинсона и сценаристки Валери Кертин), у которых лучше спорилась работа, когда они были любовниками, чем после того, как обзавелись каждый своей семьей. "Солдатская история" (1984) рассказывала о порядках в американской армии, но в основе лежала конкретная судьба одного из новобранцев. "Агнес божья" (1985) критиковала религиозное ханжество. Наиболее удачной получилась картина "Лунатик" (у нас — "Очарованная луной", 1988). Весьма иронически здесь была рассказана история молодой вдовы (Шер), которая собирается вновь выйти замуж — за человека гораздо старше нее, но отказывается от этой мысли ради .заботы о своем беспутном брате (Николас Кейдж). Картина принесла режиссеру третью номинацию на "Оскара", которого он так и не получил.
   В 90-е годы Джуисон успехами не блистал. Экранизация бродвейской пьесы "Деньги других людей" (1991) — о безжалостном, мире бизнеса, где порядочным дельцам приходится туго — прошла незамеченной, "Только ты" (1994) — попытка повторить "Римские каникулы", несмотря на прекрасно снятые Свеном Нюквистом виды Италии, тоже особых похвал не вызвала. Сейчас Джуисон, в основном, занялся продюсерской деятельностью. В 1999 г. он получил за нее приз Ирвинга Талберга, названный так в честь знаменитого продюсера 30-х гг., прототипа героя романа Скотта Фицджеральда "Последний магнат"
   Е. Карцева
   Фильмография:
   ◘ "Сорок фунтов неприятностей" (Forty Pounds of Trouble), 1962;
   ◘ "Одни волнения" (The Thrill of It All), 1963;
   ◘ "He посылайте мне цветов" (Send Me No Flowers), 1964
   ◘ "Искусство любви" (The Art of Loving), "Цинциннати Кид" (The Cincinnati Kid), 1965;
   ◘ "Русские идут! Русские идут!" (The Russians Are Coming! The Russians Are Comingl), 1966;
   ◘ "Душной ночью" (In the Heat of the Night), 1967;
   ◘ "Афера Томаса Крауно" (The Thomas Crown Affair), 1968;
   ◘ "Весело, весело" (Gaily, Gaily), 1969;
   ◘ "Скрипач на крыше" (Fiddler on the Roof), 1971;
   ◘ "Иисус Христос — суперзвезда" (Jesus Christ — Superstar), 1973;
   ◘ "Роллерболл" (Rollerball), 1974;
   ◘ "К.У.Л.А.К." (F.I.S.T.), 1978;
   ◘ ",..И правосудие для всех" (...and Justice for All), 1979;
   ◘ "Лучшие друзья" (Best Friends), 1982;
   ◘ "Солдатская история" (A Soldier's Story), 1984;
   ◘ "Агнес божья" (Agnes of God), 1985;
   ◘ "Лунатик" (Moonstruck), 1987;
   ◘ "B сельской местности" (In Country), 1989;
   ◘ "Деньги других людей" (Other People's Money), 1991
   ◘ Только ты" (Only You), 1994;
   ◘ "Boryc" (Bogus), 1996;
   ◘ "Ураган" (The Hurricane), 1999.
   Библиография: Джуисон H. "Я хочу, чтобы мои фильмы были интересны людям" //Московский комсомолец. 1985.13 июля; Шатерникова М. "Синие воротнички" на экранах США. М., 1985; Карцева Е. Голливуд: контрасты 70-х. М., 1987; Дмитриев В. Необходима надежда //Советский экран. 1983. № 6; Муравьев 0. Солдатская история //Киномеханик. 1987. № 12; Ненашева 0. Типичный канадец Норман Джуисон //Экран и сцена. 1992. Ne 12; Сергеева Ж. Иисус Христос — суперзвезда //ТВ Парк. 1994. № 18; Perez М. Jesus Christ Superstar //Posilif. № 156. Febr. 1974; Cinema (Paris). № 183. Jan. 1974.

Режиссерская энциклопедия. Кино США. — Научно исследовательский институт киноискусства. М.: Материк. . 2002.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Джуисон, Норман" в других словарях:

  • Джуисон Норман — (Jewison) (р. 1926), американский режиссёр. С середины 50 х гг. актёр, сценарист и режиссёр на ТВ в Великобритании, Канаде, США, с 1962  в Голливуде. Постановки: «На сорок фунтов неприятностей» (1962), «Скрипач на крыше» (1970), «Иисус Христос… …   Энциклопедический словарь

  • Джуисон, Норман — Норман Джуисон Norman Jewison …   Википедия

  • ДЖУИСОН Норман — ДЖУИСОН (Jewison) Норман (р. 21 июля 1926, Торонто), американский режиссер. Родился в Канаде. С середины 50 х годов работал актером, сценаристом, режиссером на ТВ в Англии, Канаде, США. Дебютировал в Голливуде, снимая легкие комедии, такие как… …   Энциклопедия кино

  • ДЖУИСОН Норман — (Jewison) (р. 21.7.1926), американский режиссёр. Родился в Канаде. С середины 50 х гг. был актёром, сценаристом, режиссёром на телевидении в Лондоне, Канаде, Нью Йорке. С 1962 в Голливуде. Начинал как комедиограф («На сорок фунтов неприятностей» …   Кино: Энциклопедический словарь

  • Джуисон — Джуисон, Норман Норман Джуисон Norman Jewison Имя при рождении: Норман Фредерик Джуисон Дата рождения: 21 июля 1926 (83) Место рождения: Торонто, Каната …   Википедия

  • Норман Джуисон — Norman Jewison Имя при рождении: Норман Фредерик Джуисон Дата рождения: 21 июля 1926 (82) …   Википедия

  • ДЖУИСОН (Jewison) Норман — (р. 1926) американский и канадский кинорежиссер. Работал на телевидении. Начинал как комедиограф. Приобрел широкую известность антирасистским фильмом Душной южной ночью (1967, премия Оскар ). Большой успех сопутствовал мюзиклам Джуисона Скрипач… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Джуисон Н. — ДЖУ́ИСОН (Jewison) Норман (р. 1926), амер. режиссёр. С сер. 50 х гг. актёр, сценарист и режиссёр на ТВ в Лондоне, Канаде, Нью Йорке, с 1962 – в Голливуде. Начинал как создатель комедий ( На сорок фунтов неприятностей , 1962; Одни волнения ,… …   Биографический словарь

  • Джюисон, Норман — Норман Джуисон Norman Jewison Имя при рождении: Норман Фредерик Джуисон Дата рождения: 21 июля 1926 (82) …   Википедия

  • Премия «Золотой глобус» за лучший фильм — драма — Изображение «Золотого глобуса» Премия «Золотой глобус» за лучший драматический фильм   престижная награда Голливудской ассоциации иностранной прессы, присуждаемая ежегодно с 1951 года. Начиная с этого года отдельно вручается также… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»